БИЗНЕС Online — Новости Татарстана
$67.27 74.01
Челны Погода в Челнах -7°C
«Татары слишком долго топчутся на площадке казанской катастрофы»
18 Января
18.01.2020

«Татары слишком долго топчутся на площадке казанской катастрофы»

Фундаментальный философ, оппозиционер и мусульманин — в московском «Доме книги» Максим Шевченко презентовал книгу «Джемаль от А до Я»

«Травма взятия Казанского ханства сформировала современный татарский народ… Пора менять точку сборки. 460 лет эксплуатации одной-единственной травмы — это слишком много для любой нации», — такие слова Гейдара Джемаля вошли в сборник его высказываний, представленных известным журналистом и политиком Максимом Шевченко в Москве. О том, как родилась данная идея, почему книга написана в виде глоссария и что хочет Бог от человечества по Джемалю, — в материале «БИЗНЕС Online».

На втором этаже «Дома книги» на Арбате, куда пришло порядка ста слушателей, места хватило не всем. Организаторам презентации пришлось принести гостям дополнительные стулья, а слегка опоздавшие слушали Максима Шевченко стоя На втором этаже «Дома книги» на Арбате, куда пришли порядка 100 слушателей, места хватило не всем. Организаторам презентации пришлось принести гостям дополнительные стулья, а слегка опоздавшие слушали Максима Шевченко стоя

«ГЕЙДАР ДЖЕМАЛЬ ОКАЗАЛ ОГРОМНОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА НАШУ ЭПОХУ»

Презентация коллективного труда «Джемаль от А до Я» на этой неделе вызвала неподдельный интерес у жителей столицы. На втором этаже «Дома книги» на Арбате, куда пришли порядка 100 слушателей, места хватило не всем. Организаторам презентации пришлось принести гостям дополнительные стулья, а слегка опоздавшие слушали Максима Шевченко стоя, причем здесь были как пожилые люди, так и представители молодого поколения.

Председатель исламского комитета России, депутат национальной ассамблеи Российской Федерации Гейдар Джемаль после продолжительной болезни скончался 5 декабря 2016 года в возрасте 69 лет в Алма-Ате. Он был известным общественным деятелем и исламским мыслителем, основателем метафизической школы радикального трансцендентализма, автором книг «Исламская интеллектуальная инициатива XX века», «Освобождение ислама», «Революция пророков» и других. Однако книга «Джемаль от А до Я», подготовленная к изданию группой друзей и коллег религиозного философа, не только про ислам. Ее первый тираж — 2 тыс. экземпляров. Более половины из них уже раскуплено, сообщили нашему изданию сотрудники московского «Дома книги».

Книга представляет собой себя своеобразный энциклопедический словарь философских взглядов Джемаля, собрание его высказываний на самые разные актуальные и вечные темы: от политики до теологии. Как отмечают авторы, это некий глоссарий, в котором в алфавитном порядке размещены определения и комментарии Джемаля к разным событиям, явлениям, понятиям, озвученные как в ранее изданных работах, так и в частных беседах. Так, в содержании значатся следующие термины: «Аллах», «Америка», «Власть», «Ислам», «Иран», «Метафизика», «Олимпиада», «Россия», «Татары», «Тюрки» и сотни других.

Идея создать книгу именно в таком формате принадлежит Максиму Шевченко Идея создать книгу именно в таком формате принадлежит Максиму Шевченко

Идея создать книгу именно в таком формате принадлежит Шевченко. Во время поездки из Москвы в Петербург на поезде он долго размышлял, как должен выглядеть итоговый материал, параллельно вспоминая беседы со своим другом, с которым был знаком с 1995 года.

«Всегда имелись понятия, которые мы обсуждали, самые разные: Америка, человек, Достоевский, Раскольников, Ленин, белое движение, Кавказ, — делится Максим Леонардович. — И постоянно это были такие устные беседы, которые вдруг, подумал я, где-то зафиксированы. Это видео- и аудиоматериалы, какие-то записи, интервью… Я стал набрасывать на своем айпаде так называемый глоссарий. Чувство утраты было очень свежо в душе. Голос Гейдара звучал в голове. Я виделся с ним где-то за 8 дней до его смерти».

Журналист стал записывать формулировки Джемаля по памяти, их в итоге набралось несколько сотен. Затем он поделился идей с коллегами, друзьями и знакомыми Гейдара Джахидовича. Изначально предложение Максима они посчитали нереализуемым. Несмотря на это, Шевченко настоял на своем и призвал искать определения и комментарии религиозного философа.

«И вдруг начало получаться, — продолжил выступающий. — Кто-то нашел в одном что-то, кто-то — другое. Начала возникать книга. На какие-то из тех понятий, которые я написал в поезде, мы не нашли никаких свидетельств. Они остались только в памяти и сердце. Гейдар говорил все это не под запись, потому многое, к сожалению, уже утрачено для мира, но осталось в моей памяти и памяти тех, кто имел счастье присутствовать на таких беседах».

Шевченко несколько раз подчеркнул, что считать автором только его будет неправильно. Над книгой работал большой коллектив (все авторы перечислены в ней) Шевченко несколько раз подчеркнул, что считать автором только его будет неправильно. Над книгой работал большой коллектив (все авторы перечислены в ней)

«СЕЙЧАС У НАС ГОТОВИТСЯ БИОГРАФИЯ ДЖЕМАЛЯ — «САДЫ И ПУСТОШИ»

Шевченко несколько раз подчеркнул, что считать автором только его будет неправильно. Над книгой работал большой коллектив (все авторы перечислены в ней). Отдельно он отметил роль Алихана Харсиева, вице-президента федерации спортивной борьбы России, который поддержал материально создание книги, журналистки Надежды Кеворковой, вдовы Гейдара Джемаля Гульнар и его сына Орхана Джемаля.

«К сожалению, Орхан не увидел этой книги (был убит в Африке в 2018 году — прим. ред.). Мы с ним много дискутировали, спорили. Он сначала говорил ничего не делать — такой у него был характер. Потом мы его уговорили и придумали, как это исполнить», — вспомнил Шевченко.

«Книга получилась достаточно уникальной по структуре, — продолжил журналист. — Еще не пришло время писать биографию Гейдара. Хотя, раскрою секрет, у нас готовится книга „Сады и пустоши“. В последние годы жизни Гейдар рассказывал о своей жизни, взглядах, описывал события 1950-х, 1960-х, 1970-х годов вплоть до современности. Надежда Кеворкова записывала его рассказы. Сейчас все эти заметки оформляются в книгу. Я прочитал кусочек, не отрываясь. Это будет очень интересно», — анонсировал он проект.

Многим Гейдар запомнился после программы Владимира Познера, где гость, отвечая на вопрос: «Что бы вы сказали при встрече с Богом?», он сказал: «Я вернулся» Многим Гейдар запомнился после программы Владимира Познера, где гость, отвечая на вопрос «Что бы вы сказали при встрече с Богом?», сказал: «Я вернулся»

В ходе своеобразного творческого вечера Шевченко рассказал несколько малоизвестных фактов о своем друге. Например, он вспомнил, как общественный деятель рассказывал ему, что в их доме бывали записки, которые Иосиф Сталин писал деду Джемаля с просьбой решить какие-то вопросы. Кстати, символично, что книгу памяти о Джемале презентовали именно на Арбате, ведь сам он как раз родился и вырос именно там.

Многим Гейдар запомнился после программы Владимира Познера, где гость, отвечая на вопрос «Что бы вы сказали при встрече с Богом?», сказал: «Я вернулся». В своем выступлении Шевченко тоже вспомнил о том эфире: «Гейдар был радикальным оппозиционером. Это человек, который никогда не скрывал ни своего отношения к существующей власти, ни позицию по ряду вопросов касаемо США и других нюансов. Вместе с тем он стал гостем одной из самых респектабельных и значительных передач на российском телевидении. Конечно, тут хочется сказать спасибо и Познеру, и Эрнсту за то, что они оставили нам почти часовую беседу с Джемалем как удивительный артефакт его присутствия».

«Если Гейдар был фундаментальным философом, системой, которую он потом менял, то Орхан был как порыв пламени» «Если Гейдар был фундаментальным философом, системой, которую он потом менял, то Орхан был как порыв пламени»

«ОН ИНТЕРПРЕТИРОВАЛ ИСЛАМ И КОРАН ЧЕРЕЗ ЯЗЫК ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

Человек, который не знаком с Джемалем, после прочтения книги способен услышать его, уверяет автор концепции. В то же время разговоры с Гейдаром велись так, что пробуждали в собеседнике желание искать информацию дальше, поэтому многие, прочитав книгу, захотят поспорить с философом, что-то уточнить, идти дальше, считает Шевченко.

«Я никогда не забуду их споры с сыном Орханом, который был человеком энциклопедических знаний. Но если Гейдар являлся фундаментальным философом, системой, которую он потом менял, то Орхан был как порыв пламени. Он очень много знал и всегда спорил. Гейдар принуждал его искать комментарии по теме спора и к тому, что было сказано», — рассказал Шевченко.

Закончив выступление, он принялся отвечать на вопросы из зала. Так, Максим Леонардович рассказал, что Джемалю-старшему было важно уйти из жизни именно на тюркской земле, а свои философские мысли он черпал из ислама. «Я не считаю Гейдара восточным философом. Он был мусульманином, интерпретировал ислам и Коран через язык европейской философии, немецкой и французской. В этом была его сила», — выразил мнение ведущий вечера.

Один из читателей задал вопрос о политических взглядах Джемаля и его отношении к нынешнему руководству России, но Шевченко отказался отвечать. Он аргументировал это тем, что обещал не касаться политических проблем на презентации книги. Причем журналист снова отметил, что Джемаль был «радикальным оппозиционером».

Говоря про отношение Джемаля к Всевышнему, журналист отметил, что тот воспринимал его иначе, чем другие люди: «Он не считал что Бог — это папа, который что-то обещал человеку, а потом посылает его на Землю и опекает, или страховая фирма, к которой можно обратиться в трудный момент. По мнению Джемаля, было много человечеств, циклов, Бог хочет, чтобы творение обрело собственную волю, бытие и не было отражением того, что оно сотворено, поэтому человечество, которое не реализует эту задачу в целом, просто исчезает».

В книге Гейдара можно найти высказывания, определяющие значение разных народов. Вот что он написал про татар: «Травма взятия Казанского ханства сформировала современный татарский народ. <…> Татары слишком долго топчутся на площадке казанской катастрофы. Пора менять точку сборки. 460 лет эксплуатации одной-единственной травмы — это слишком много для любой нации».

Гейдар откровенно говорил о человеческих слабостях. И зацикленность на исторических травмах он считал слабостью и возможностью манипуляции со стороны тех, кто владеет историческим дискурсом и определяет его Гейдар откровенно высказывался о человеческих слабостях, зацикленность на исторических травмах считал слабостью и возможностью манипуляции со стороны тех, кто владеет историческим дискурсом и определяет его

Некоторые могли бы посчитать подобную позицию чересчур критичной, но Шевченко думает, что это было бы неверно: «Гейдар не относился критически ни к какому народу, в том числе к татарам. Так говорить просто нельзя. Тем более если считать, что его секретарем в последние годы являлся замечательный татарский философ и поэт Руслан Айсин. Это был очень близкий к Джемалю человек, который был рядом с ним до последнего вздоха. Мы знаем Руслана как одного из прекрасных идеологов современного татарского самосознания. Говорить, что Гейдар как-то критически относился к татарскому народу, просто невозможно. Другое дело, что Джемаль откровенно высказывался о человеческих слабостях, зацикленность на исторических травмах считал слабостью и возможностью манипуляции со стороны тех, кто владеет историческим дискурсом и определяет его. Это отвлечение людей, народа от тех подлинных задач, которые он считал главными, а задачу восстановления исторической справедливости к основной он не относил», — заключил журналист.

Комментарии: 34 Оставить комментарий
Анонимно
18.01.2020 10:34

Гейдар Джемаль был действительно очень достойным человеком, его уважали все, в том числе и враги, он имел принципиальную точку зрения и стоял на ней и именно за это его уважали. Его взгляды нужно изучать, это лучший российский исламский мыслитель за последние 100 лет.

  • Анонимно
    18.01.2020 09:32

    Взял и с ходу сдал Айсина!!! Бережёт ягодную поляну.

    • Анонимно
      18.01.2020 13:19

      Не конкурент он ему. Айсин весьма слаб. Прежде всего как публицист.

  • Анонимно
    18.01.2020 09:45

    Представители Уральской расы никогда не были ушлыми вояками, всегда искали защиты у славян или тюрков, в зависимости от ситуации. То, что их назвали татарами, менталитет не поменялся. ..все в лес, в урман. .мудрые.

    • Анонимно
      18.01.2020 20:49

      Это ты от бессилия и злобы клевещешь на татар, потому что кроме злости больше у тебя нет аргументов. Татары Великая нация, нация государообразующая вместе с русскими, Великая Тартария, это Великие татары, то что произошло в историческом периоде, маньяком, убившего своего сына Грозным, взявшим Казань, предавший свои татарские корни, это еще не значит, что татары искали защиту у славян и и тюрков, татары - они сами из племени тюрков. За тысячелетнию историю, татары показали себя ярыми защитниками своих земель.

      • Анонимно
        18.01.2020 21:15

        По уверениям ваших же ущеных, татары тут появились только с приходом монголов 3 веке. О какой тысячелетий истории может идти речь! П. С. Грозный по сравнению с Чнгизханом-мальчик в песочнице

  • Анонимно
    18.01.2020 09:55

    Про покойников или хорошее или ничего кроме правды.А правда в том что человек родившийся на Арбате уехал помирать за границу.Всю жизнь есть хлеб этой страны ему было не зазорно а вот лежать в ней ему было противно.Вот с этой точки и надо рассматривать всю его философию.

  • maximteregul
    18.01.2020 09:55

    "Другое дело, что Гейдар откровенно говорил о человеческих слабостях. И зацикленность на исторических травмах он считал слабостью и возможностью манипуляции со стороны тех, кто владеет историческим дискурсом и определяет его. Это отвлечение людей, народа от тех подлинных задач, которые он считал главными. А задачу восстановления исторической справедливости главной он не считал», — заключил журналист."

    Получается, Айсин столько лет находясь возле Джемаля, так и не понял его и демонстрирует диаметрально противоположную политику - зацикленность на исторических травмах татар.

    И потом, Руслан Валерьевич такой же татарский философ, как и Владимир Вольфович русский просветитель.

    • Анонимно
      18.01.2020 13:38

      у них цели разные. у кого то на зацикленности на исторической памяти не плохой политический, экономический потенциал появляется

  • Анонимно
    18.01.2020 10:00

    Айсин не получит умы и души местных жителей, да и Шевченко с Гейдаром тоже не получат.

  • Анонимно
    18.01.2020 10:34

    Гейдар Джемаль был действительно очень достойным человеком, его уважали все, в том числе и враги, он имел принципиальную точку зрения и стоял на ней и именно за это его уважали. Его взгляды нужно изучать, это лучший российский исламский мыслитель за последние 100 лет.

    • Анонимно
      18.01.2020 14:01

      Как его могли уважать все? Если о ном многие и не знали?

  • Анонимно
    18.01.2020 11:06

    Короче, не книга, а нарезка фактов и сведений и так всем известных. И предестал имени его))

  • Анонимно
    18.01.2020 12:19

    Жена татарка. Вместе больше сорока лет. Ни разу не говорили о катастрофе.
    Дела насущные - здоровье, внуки, дети.

    • Анонимно
      18.01.2020 13:29

      Внуки дети говорят на татарском? Нет ? Вот это и есть катастрофа

      • Анонимно
        19.01.2020 07:42

        Не говорят.
        Катастрофа, это когда кто-то, кроме нас самих, будет судить, на каком языке нам говорить.
        Но не исключено, что внуки, которые, я надеюсь, ещё будут, будут знать и татарский.
        Опять же это не Ваше дело!

  • Анонимно
    18.01.2020 13:14

    Он интерпретировал ислам и Коран как гностик и это антиисламский взгляд.

    Джемаль был гностиком, который говорил на языке мусульман.

  • Анонимно
    18.01.2020 15:44

    Взгляды Джемаля всегда вызывают полемику разных людей, поэтому они могли бы собраться вместе для обсуждения спорных вопросов, если бы Центр современной культуры"Смена" организовал вечер памяти этого человека.

  • Анонимно
    18.01.2020 16:08

    Друзья мои !
    Уважаемый Максим!
    Разбирая философствования Джемаля можно многое подчерпнуть.
    Джемаль был личностью и с ним я думаю интересно было общаться.
    Пожалуй в России таких интересных людей раз два и обчёлся.
    Очень интересный как ЧЕЛОВЕК я думаю руководитель
    Санкт-Петербургского музея уважаемый Пиотровский, без всяких сладких слов я бы и Вас отнёс к таким личностям.
    К сожалению в Русском мире сейчас ПОЧТИ нет таких особенных мыслителей !!
    Татарский народ находится под протекторатом Русского народа и так же страдает тем что очень мало очень мало философов
    в Татарском мире !!
    Татарам можно найти объяснение , этот народ
    УГНЕТЁННЫЙ ВЕКАМИ.
    Примерно с конца 16 века!!
    Когда Иван- 4 захватил Казань и обрушился на Татарский народ по всем направлениям.
    А вот почему нет философов в Русском мире это вопрос??
    Я объясняю этот феномен тем что Русский народ как был угнетённой нацией зажатой в КАБАЛЕ так и остался.
    Конечно ЛЕЙБЛОМ "РУССКИЙ НАРОД" ЭФФЕКТИВНЕЕ пользуются другие нации более живые что ли или более энергичные.
    Это Украинцы,Белорусы,Армяне,обрусевшие НЕМЦЫ и так далее.
    У них особенная отметка они вообщем последователи РПЦ.
    Я бы отметил ОСОБЕННУЮ СТАТЬ в замещении Русского народа в МИРЕ РУССКОМ это Украинцев.
    Они осадили всю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ мысль,ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
    направления развития Русского народа.
    Они заполонили и образовали ЗАБОР перед всеми КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ России с точки зрения развития.
    Это всё началось примерно с 15-16 века.
    И до сих пор продолжается,правда с уходом Украины из состава СССР национальный состав потихоньку выравнивается и в ЭПОХУ
    Уважаемого Путина В.В. Украинцы теряют лидирующие позиции.
    Возможно кто то в Москве специально проводил политику УСТУПОК
    для народов которые входили в состав России в 17-18-19 веках.
    Например Грузинам,Армянам и особенно Украинцам.
    Но от этого страдал и страдает сам Русский народ.
    Уважаемый Максим !!
    Это тема интересная и долгая.
    Может Уважаемое БО проведёт дискуссию на эту тему.
    с уважением
    ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК







  • Анонимно
    18.01.2020 19:41

    Данная статья отражает менталитет Максима Шевченко. А его менталитет далек от менталитета татарского. Почти диаметрально. " Травмы", не "травмы". Но мы , татары прекрасно помним то, что произошло 2020-1552= 472 года назад. Мы помним великий подвиг своих предков.

    • Анонимно
      18.01.2020 20:30

      Ладно. Помните. Дальше что? Будете вспоминать "своих" великих Чингизхана и Батыя? Мы тоже этих упырей не забыли. Но не предъявляем это каждому встречному татарину и не пускаем пузыри соплей в комментах. Где орда? В пыли степей. А Россия-вот она

      • Анонимно
        18.01.2020 23:44

        Русские же появились относительно татар недавно.

        • Анонимно
          19.01.2020 11:40

          Относительно каких именно татар? Тех, которых в 13 веке булгар вырезали под корень? Напомню, что булгары это тюркоязычных народ, обитаемый в этих местах, благодаря которому местные удащливые сделали не кислый гешефт

    • Анонимно
      19.01.2020 03:33

      Только правильно посчитать не можете. 468, а не 472 будет. Грамотеи

      • Анонимно
        19.01.2020 10:20

        это яркий пример комментариев и их авторов про "472". Они правЫ, так как прАвы (их личное кредо и ни шагу назад).

        • Анонимно
          19.01.2020 14:34

          03:33 и 10:20 ! Молодцы, что нашли арифметическую ошибку в 4 года. Я это специально допустил, чтобы вы хорошо запомнили эту дату.

  • Анонимно
    18.01.2020 23:17

    Надо брать пример с народов Западной Европы. Там за последние столетия все кому то "ногу оттдавили", да не по одному разу. Франки, германцы, поляки, шведы, чехи, испанцы,.. все знатно ходили походами.

  • Анонимно
    19.01.2020 09:43

    Мужчины..Когда вы ссоритесь - радуется ад. Говорят, что в старину приходила женщина - и бросала платок. Война , ссоры - не принесут ничего хорошего.
    Терпение и уважение друг к другу не означают согласия, однако, ведут к мирной тропе.
    Согласитесь, что Гейдар был Личностью...которая чужда лжи..Впрочем, зря я говорю - был.
    Такие - не умирают.

    • Анонимно
      19.01.2020 14:38

      И Женщины просто так не появляются - Женщины появляются из Девочек, которых воспитали.

      Вы много видите воспитанных Женщин?
      Или большинство курящих и матерящихся бездельниц, слоняющихся по магазинам или плодящих на "работе" никому не нужные бумажки?

  • Анонимно
    19.01.2020 18:59

    Всё наше топтание это результат трусости наших "мудрых" и только.

  • Анонимно
    21.01.2020 14:43

    Зацикленности и топтании на этом историческом событии нет. Просто мы как государство-народ умерли тогда и сейчас живём на том свете и это очень интересно. Манипулировать татарским народом сложно и не получится у тех, кто думает, что это возможно.

Анонимно Анонимно

Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования